День 1. Открытие фестиваля. «Прометей»

14 июля в 20:00
6+

Российский национальный оркестр Russian National Orchestra

Дирижер: Александр Рудин
Фортепиано: Андрей Коробейников
Вокальный ансамбль: INTRADA

В программе:
I ОТДЕЛЕНИЕ:
П. Хиндемит: Симфония «Гармония мира»
II ОТДЕЛЕНИЕ:
Л. ван Бетховен: Увертюра к балету «Творения Прометея»
А.Н. Скрябин: «Прометей» («Поэма огня»), ор. 60

Продолжительность 1 час 40 минут (с антрактом)

Open-air концерт в атриуме музея

 

Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» посвящен 150-летию Александр Николаевича Скрябина – композитора-философа, композитора-революционера, чье творчество дало мощный импульс музыке ХХ века.

В центре программы, которую предлагает знаменитый дирижер Александр Рудин для концерта-открытия, – масштабная симфоническая поэма Скрябина «Прометей», в исполнении которой задействован большой симфонический оркестр, фортепиано, орган, хор и инновационная партия Luce (Света). Ее спутники: музыка Бетховена к балету «Творения Прометея» и симфония Хиндемита «Гармония мира» – сочинения, звучащие в России нечасто, а все вместе – совсем никогда.

Уже сто лет «Прометей» будоражит фантазию не только музыкантов, но и инженеров. Сам композитор вписал в партитуру партию Света и даже пытался сконструировать специальный аппарат для ее исполнения, но не успел к премьере. Попытки воссоздать его и исполнить «Поэму огня» (это еще одно название «Прометея») в первоначальном замысле продолжаются до сих пор, и фестиваль «Лето. Музыка. Музей» – не исключение, здесь «Прометей» прозвучит полномасштабно, так, как и был задуман.

«Образ Прометея, несущего созидательное начало миру и идея всеобщей мировой гармонии, без которой не жить сегодня современному обществу», – так характеризует Александр Рудин программу концерта.

Образ Прометея, как понимал его сам Скрябин, это «огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода». Не это ли портрет самого композитора? Возможно, и так, ведь «Прометеем» Скрябин намеревался начать великую «Мистерию» оркестра, света, аромата, красок, движущейся архитектуры, стихов и хора в 7000 голосов, которая должна была свершиться в храме на берегу Ганга и объединить все человечество.

У слушателей фестиваля «Лето. Музыка. Музей» есть исключительный шанс прочувствовать скрябинские идеи – пусть и не в храме на берегу Ганга, но у стен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, на живописном берегу реки Истры.

Сольную партию в «Прометее» (а ее играли великие!) исполнит пианист-интеллектуал Андрей Коробейников. «Для меня “Прометей” – солнце, от которого в следующих опусах расходятся лучи: человеческие и внечеловеческие, темные и светлые. А во главе всего – идея апокалиптического огня и экстаза», – говорит пианист.

Одним из главных героев фестиваля станет «виртуальный ведущий» – проводник в мир Скрябина и других композиторов. В этой роли выступит Ярослав Тимофеев – музыковед, который предлагает нетривиальные и увлекательные мини-лекции к каждому концерту.

Галерея концерта